Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

Коррекционное сопровождение

          В МБДОУ «Детский сад № 2» г. о. Самара  функционируют две группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития (ЗПР).

Основу комплексного сопровождения детей компенсирующих групп составляют следующие принципиальные положения:

  • коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
  • содержание коррекционной работы – это психолого-педагогическое сопровождение детей, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в речевом (познавательном) развитии воспитанников;
  • все специалисты осуществляют коррекционную работу.

Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ТНР и ЗПР и оказании помощи детям этой категории в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

          Воспитание и обучение осуществляется по адаптированной основной образовательной программе для детей ТНР, ЗПР, осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение, программно-дидактическое обеспечение программы обучения, динамический контроль специалистами психолого-педагогического консилиума.
В этих группах оборудованы зоны для проведения групповых и индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Имеются:
1. Столы и стулья для групповых занятий
2. Доска (магнитная-маркерная)
3. Настенное зеркало с подсветкой.
4. Стол для индивидуальных занятий
5. Шкафы для хранения игр, пособий, иллюстративного материала, методической литературы

          Комплексное коррекционное сопровождение дошкольников осуществляется в соответствии с локальными актами, регламентирующими деятельность специалистов, осуществляющих данное сопровождение.

          В группе детей с тяжелыми нарушениями речи педагогическое сопровождение осуществляют: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

          В группе детей с задержкой психического развития сопровождение осуществляют: учитель-дефектолог, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

          Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программ обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции познавательно-речевой сферы и тесной взаимосвязи специалистов педагогического профиля и родителей.

Структура коррекционно-педагогической службы
Педагоги коррекционного сопровождения:
Группа № 6 – группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Группа № 4 – группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Кабинет логопеда – 1 этаж – оказание коррекционной помощи воспитанникам группы № 6.

Кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога – в группе № 4 оборудованы зоны для проведения групповых и индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом.

Кабинет психолога – 3 этаж – оказание коррекционно-психологической помощи воспитанникам групп компенсирующей направленности ДОУ № 6 и № 4 для детей с ТНР и ЗПР.

Об объектах для проведения практических занятий.

В дошкольном учреждении созданы материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 2» г. о. Самара, а также проведения практической деятельности для достижения необходимых результатов.

2) выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (к оборудованию и содержанию территории; к помещениям, их оборудованию и содержанию; к естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции; к водоснабжению и канализации; к организации питания; к медицинскому обеспечению; к приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность; к организации режима дня; к организации физического воспитания; к личной гигиене персонала; пожарной безопасности и электробезопасности; охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ).

Кабинет педагога-психолога предназначен для взаимодействия с детьми, для работы со взрослыми, профессиональной организационно-планирующей и интерпретационной деятельности психолога. Для работы с детьми - средства для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности.

В перечень оборудования входят:

  • мебель детская (стол, стулья);
  • аудио-видеоаппаратура;
  • музыкальные записи релаксационной направленности;
  • стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией;
  • оборудование для коррекционно-развивающих занятий;
  • оборудованное рабочее место с выходом в Интернет.

Для взаимодействия со взрослыми: анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей. Для консультативной работы: удобное мягкое кресло располагает к расслаблению, успокоению, способствуют открытому и доверительному общению в условиях индивидуального консультирования. Для организационно-планирующей работы психолога имеются соответствующие методические материалы: нормативная и специальная документация, психолого-педагогическая литература, периодические печатные издания, программы обработки и анализа психодиагностических данных.

Методическое обеспечение кабинета включает:

  • библиотеку;
  • картотеки;
  • документацию, планирующую деятельность, отражающую итоги психодиагностических исследований;
  • программное и инструментальное обеспечение коррекционно-развивающей и консультативной работы: компьютерные базы данных о методах;
  • психологической диагностики, коррекции и психологического просвещения;
  • оборудованное рабочее место с выходом в Интернет.

Кабинет учителя-логопеда предназначен для организации обследования речи воспитанников ДОУ, оказания логопедической помощи детям, консультирования педагогов и родителей воспитанников.

Оснащение логопедического кабинета:

  • Настенное зеркало
  • Детский стол
  • Детские стулья
  • Стол для логопеда
  • Шкафы для пособий
  • Коробки, папки для хранения пособий
  • Оборудованное рабочее место с выходом в Интернет.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми:

  • Наборы логопедических зондов
  • Одноразовые марлевые салфетки
  • Пособия для индивидуальной работы
  • Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова
  • Материалы для обследования устной речи

Методическое обеспечение кабинета включает библиотеку, картотеки, документацию, планирующую деятельность, отражающую итоги диагностических исследований, а также программное и инструментальное обеспечение коррекционно-развивающей и консультативной работы.

В дошкольном учреждении имеется музыкальный зал. В музыкальном зале проводится образовательная деятельность, подгрупповые и индивидуальные занятия, праздники, досуги и развлечения. Для художественно-эстетического и музыкального развития дошкольников имеется: пианино, музыкальный центр, набор костюмов, атрибутов, декораций, электропианино, комплект специализированного звукового оборудования, микрофоны, стойки для микрофонов, бубны, колокольчики, деревянные ложки, трещотки, металлофоны, свирели, свистульки, треугольники, цветы, ленты, флажки, платочки, султанчики, музыкально-дидактические игры, интерактивные наглядные пособия.

Материально-техническое обеспечение музыкального зала соответствует условиям реализации Программы и действующего СанПиНа. Оборудован согласно правилам пожарной безопасности, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, содержит необходимое материально-техническое обеспечение (учебно-методический комплект, оборудование, игровые материалы в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития дошкольников разных возрастов). Оборудовано рабочее место с выходом в Интернет.

Об объектах спорта.

В ДОУ имеется: спортивный зал (с оборудованным рабочим местом с выходом в Интернет), спортивные площадки, центры двигательной активности в группах, прогулочные участки. Спортивный зал оснащен спортивным стандартным и нестандартным оборудованием: спортивный комплекс, мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки для метания, гимнастические скамейки, дуги для подлазания, дорожки для корригирующей гимнастики, велотренажер, беговая дорожка, батут, маты, массажные коврики, стойка для баскетбола, сухой бассейн, прыгуны.

На спортивной уличной площадке размещены: спортивно-игровое оборудование для закрепления выполнения основных видов движений, мишень для бросания мяча.

О средствах обучения и воспитания.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 2» г. о. Самара, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения и воспитания:

  • печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
  • тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Принципы использования средств обучения и воспитания:

  • учет возрастных и психологических особенностей воспитанников;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения и воспитания: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и дошкольника;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения и воспитания. 

Коридоры и лестничные марши также являются развивающей средой учреждения. На одной из стен лестничного марша оформлена «Лестница эмоций».

В коридорах оформлены информационные стенды для всех участников образовательного процесса: галерея достижений ДОУ (грамоты), учебно-тренировочная площадка по изучению правил дорожного движения, выставка детских рисунков, музей «Русская изба», стена памяти, посвященная 9 мая, макеты достопримечательностей города Самара, космический коридор, «Лого-центр», «Визитка ДОУ», «Для Вас, родители», «Безопасность», «Пожарная безопасность», профсоюзная жизнь.

Доступ в здание образовательной организации полностью обеспечен для граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. На входах установлены пандусы, расширены дверные проемы, в помещении установлены поручни, кнопки вызова помощника. МБДОУ «Детский сад № 2» г. о. Самара посещают лица с ограниченными возможностями здоровья: дети с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР). Для вышеуказанных категорий детей оборудованы учебные кабинеты, обеспечивающие образование ребенка в соответствии с его особыми образовательными потребностями: кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога, кабинет педагога-психолога, центр «сенсорная комната».

В группе компенсирующей направленности № 6 для детей с ТНР 5-7 летнего возраста развивающая предметно-пространственная среда представлена оборудованной «логотерриторией», развивающими центрами, направленными на речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи с учетом возрастной группы.

В группе компенсирующей направленности № 4 для детей с ЗПР 5-7 летнего возраста созданы условия для развития познавательной деятельности воспитанников – сенсорные центры для развития высших психических процессов, тактильные тренажеры, лепбуки.

В каждой общеразвивающей группе создана развивающая образовательная среда, способствующая физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ОВЗ и сохранению его индивидуальности. При наполнении развивающих центров учитывались возрастные и индивидуальные особенности воспитанников (с учетом посещения групп указанной направленности детьми с ОВЗ.

Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок с ОВЗ имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого. РППС позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп, как в утренний, так и в вечерний отрезки времени.

В основу наполнения развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинетах специалистов положен тематический принцип - наполнение развивающих центров еженедельно частично обновляется в соответствии с лексической темой недели.

РППС не ограничивается групповыми помещениями и кабинетами специалистов – она «вынесена» в рекреации детского сада.

В арсенале педагогов имеется оборудование для проведения занятий по сенсорному развитию детей с ОВЗ расположенное на первом этаже.

Особое внимание уделено оформлению РППС на прогулочном участке. РППС прогулочных участков ДОУ обеспечивает возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

О собственных электронных образовательных и информационных ресурсах.

Педагогами дошкольного учреждения для организации образовательной деятельности с воспитанниками и консультационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) создаются электронные презентации, обучающие видеоролики, образовательные маршруты. Данные материалы размещены на страничке Родителям.

На нашем сайте создан раздел «Дистанционный режим обучения» https://sad-2.ru/content/distancionnyy-rezhim-obucheniya

О сторонних электронных образовательных и информационных ресурсах

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам  http://window.edu.ru/
  • Официальный портал Министерства образования и науки Самарской области https://educat.samregion.ru
  • Психологический центр «АДАЛИН». Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских и семейных отношений, развивающие занятия с детьми дошкольного возраста http://adalin.mospsy.ru
  • Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам. Полезные ссылки: Сайты для родителей; Электронные архивы http://dedushka.net
  • «Потому.ру – Детская энциклопедия. Вместе познаём мир» http://potomy.ru

О специальных условиях охраны здоровья

Детский сад оборудован современной пожарной сигнализацией, огнетушителями, стационарным и ручным металлодетектором. В ДОУ регулярно проводятся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности, по основам безопасности, учебные тренировки. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем.

Оформляется информация для родителей по вопросам ОБЖ. С детьми регулярно проводятся занятия, беседы по правилам дорожного движения и безопасного поведения детей на улицах города, организуются экскурсии, игры.

Все кабинеты блока медицинской службы находятся на первом этаже, оборудованы в соответствии с требованиями действующего СанПиНа. В медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации. В изоляторе - одно койко-место, детский стол, стул. В процедурном кабинете имеется холодильник, кушетка, процедурный стол, шкаф для хранения медикаментов, кварцевая лампа. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:

- проведение профилактических осмотров;

- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

-обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Территория детского сада огорожена и находится под видео - наблюдением, вход на территорию осуществляется при помощи пропускной системы (скуд). Территория ДОУ озеленена насаждениями, имеются различные виды деревьев, кустарников, цветочные клумбы, расположены и оборудованы авторские пособия: «Свободная библиотека», напольные шахматы, полоса здоровья, центр ПДД, декоративная клумба, декоративный водопад, раскраски на асфальте.

Прогулочные участки имеют зеленое ограждение, веранду, песочницу, спортивное оборудование (качели, горки, оборудование для профилактики плоскостопия и развития равновесия), сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников.

Об условиях питания обучающихся

В ДОУ оказываются услуги по организации питания воспитанников на основании договора с ООО «Новая компания» комбинат школьного питания №1. Под организацией питания в рамках договора понимается предоставление ДОУ помещения пищеблока, оснащенного соответствующей мебелью, необходимым холодильным, технологическим и другим оборудованием в соответствии с действующими нормами, обеспечивающими соблюдение ООО «Новая компания» комбинат школьного питания №1 санитарно-гигиенических и технологических требований, и их использование в целях обеспечение воспитанников питанием согласно примерному 10-ти дневному меню, исходя из стоимости рациона 4-х разового питания (завтрак, обед, полдник, уплотненный ужин) на одного воспитанника в день.

 

 

Паспорт доступности

Материально-техническое обеспечение для детей с ограниченными возможностями